Уполномоченный по правам детей Павел Астахов сообщил сегодня о своем обращении в Генеральную прокуратуру по вопросу деятельности организации "Колыбель надежды", предложившей монтировать в Москве ящики для детей-отказников.
Детский омбудсмен заявил, что такие "ящики для детей" противоречат как российскому законодательству, так и Конвенции о правах ребенка, которая дает детям право иметь информацию о том, кто их родители. Астахов также подчеркнул аморальность создания "детских ящиков". По словам Астахова, такие детские корзины дают возможность безответственным людям отказываться от детей, нарушая при этом законы. Также уполномоченный по детским правам отметил, что в европейских странах, таких как Швеция и Венгрия от подобной практики уже отказались.
Обращение Астахова в Генпрокуратуру поступило вскоре после того, как руководитель федерального соцпроекта "Колыбель надежды" Елена Котова направила московским властям обращение с инициативой по установке "бэби-боксов", в которых родители смогут оставлять детей-отказников.
"Детский ящик" представляет из себя емкость, в которую мать может положить своего младенца через специальное окошко, после чего тот полностью перейдет под государственную опеку. Устанавливаются такие "детские приемники" в помещениях при роддомах, детских медицинских учреждениях, пунктах скорой помощи. Об оставленном младенце персонал узнает с помощью мигающих лампочек или тревожных сигналов. Видеокамеры и иные средства регистрации около окошка отсутствуют, таким образом, отказ от ребенка происходит полностью анонимно. После оставления ребенка ячейка закрывается, и снаружи ее уже нельзя открыть. Стоимость монтажа одного "бэби-бокса" доходит до двадцати тысяч евро.
Опасность таких "бэби-боксов" заключается в том, что оставившая ребенка мать не несет уголовной ответственности (кроме случаев, когда на теле младенца обнаружены следы насилия). В таком случае отсутствует лишение родительских прав, следовательно, "бэби-боксы" воспитывают в людях безответственность и могут спровоцировать массовые отказы от детей, например, в случаях, когда произошел болезненный развод.
На фоне обращения Астахова в некоторых других регионах России "бэби-боксы" уже работают. Например, в пермском "детском ящике" оставили уже пятерых младенцев, в Ставропольском крае - одного. В Новороссийске мать вернулась за подброшенным младенцем. Всего в России открыто 20 "бэби-боксов" в 11 регионах.
Сегодня в России любая женщина имеет право отказаться от ребенка непосредственно в родильной палате. Кому же могут быть нужны "детские ящики"? По словам инициаторов идеи, "бэби-боксы" могут спасти жизнь детям нелегальных мигрантов, которые не имеют возможности рожать в роддоме, а также уберечь от голодной смерти детей из крайне неблагополучных семей. Несмотря на официальную возможность отказаться от ребенка, в России постоянно регистрируются смерти детей, не достигших возраста трех лет.